Общение на дороге с другими участниками движения. Секреты водительского общения или условные сигналы и жесты водителей

Часто на дороге возникают различные ситуации, которые вызывают необходимость у водителя сообщить что-либо другим участникам движения. И зачастую водители на дороге общаются между собой с помощью своего особого языка . Когда-то некоторыми его элементами пользовались лишь дальнобойщики, однако сегодня почти во всех тягачах имеются рации, а вот символы данного языка используют все остальные водители.

Как известно, «язык » водителей – это сигналы, которые можно подавать несколькими различными способами. Один из самых первых сигналов – звуковой сигнал, призванный привлекать внимание. Он, естественно, и сегодня остается самым действенным способом выразить какие-либо эмоции: короткий гудок зачастую обозначает предупреждение, а вот прерывистый или долгий сигнал – высокую степень недовольства чем-либо.

Однако самая большая группа сигналов – это световые сигналы . К ним можно отнести мигание аварийной сигнализацией, дальним светом и поворотниками. Так, например, в зависимости от ситуации одиночная вспышка сообщает о том, что впереди расположена опасность или же приглашает к началу движения. А вот двукратное (трехкратное) «подмигивание » может обозначать просьбу от идущего за вами автомобиля пропустить его или же наличие впереди поста ДПС. Многократное или же долгое мигание сообщает, что свет фар вашей машины ослепляет водителей, идущих вам навстречу автомобилей.

Сегодня свои навыки хорошего тона на дороге можно продемонстрировать другим водителя с помощью «аварийки ». Так, ее включение на несколько секунд выражает извинения, например, за неудачный маневр или же благодарность за что-либо. Но все же аварийная сигнализация создана была для того, чтобы водители смогли предупредить остальных участников движения об опасности. Сегодня она успешно продолжает выполнять свое предназначение.

Также много полезной информации могут сообщить мигающие поворотники . Если у обгоняющей машины мигает правый поворотник, то это обозначает, что ее водитель хочет, чтобы вы остановились для решения какой-либо проблемы. Если он мигает у идущего впереди вас грузовика, то значит, что «можно обгонять » дальномер, но делать это нужно предельно осторожно. Левый мигающий поворотник у грузовика, идущего впереди сообщает, что по встречной полосе движется автомобиль.

Еще можно общаться с остальными водителями на дороге при помощи рук, но делать это можно лишь при хорошей видимости. Кисть ладонью вперёд выражает благодарность, а с растопыренными пальцами сообщает, что впереди ДПС . При этом жест ладонью сверху вниз извещает, что водитель просит вас притормозить. Если же водитель описывает круг кистью, пальцем или всей ладонью, то значит, у него возникла проблема с колесом. А вот уже почти забытыми являются такие жесты как хлопок ладонями и кукиш, которые могут обозначать незакрытые двери багажника или застрявший камень между колесами.

Иногда водители даже общаются с помощью предметов. Например, если на обочине стоит машина и возле нее водитель с канистрой в руках, то значит, что у него закончился бензин и ему нужна помощь. Трос в руках – просьба о буксировке, а гаечный ключ – недостаточно инструмента для ремонта.

Водители контактируют друг с другом не только посредством вербального общения, но и с помощью специальных жестов. Этот язык за многолетнюю практику негласно сформировался среди водительской среды и сегодня широко используется для облегчения вождения во многих странах. Поэтому начинающим водителям изучение сигналов может быть крайне полезно: знание потайного языка шоферов поможет как при выражении своих эмоций, так и для создания единого, правильного взаимодействующего потока автомобилей на дороге.

Что означают жесты водителей на дороге?

Левая ладонь, поднятая кверху, означает благодарность шоферов и выражение того, что передаваемые знаки поняты правильно. Обычно шофер так реагирует, когда ему уступают дорогу, предупреждают о радаре, пропускают для перестроения, указывают на спущенное колесо или на что-нибудь еще.

Также благодарность выражают, подмигивая аварийкой. Поэтому, если вы заметили подобный знак, принимайте его за «спасибо», и можете заиметь полезную привычку таким же образом благодарить других водителей за уступки и помощь на дороге.

Даже новичок знает осторожный сигнал оповещения о радаре: двукратное включение дальнего света встречному потоку сигнализирует о том, что автомобиль проехал зону, на которой находятся сотрудники ГИБДД. А двукратное подмигивание задними фарами, передаваемое по цепочке друг другу, предупреждает водителей о том, что стражи дорожного порядка находятся впереди, и следует сбавить скорость, чтобы избежать радара.

Помимо благожелательных знаков, есть и более прозаичные выражения на секретном языке автомобилистов. Так, если вам однократно подмигнули дальним светом, значит, вас просят уступить дорогу, и предупреждают об обгоне. Таким же образом вас могут приветствовать знакомые водители.

Видео - О жестах и сигналах водителя в программе Главная дорога

При взаимодействии на дороге с фурами можно использовать язык знаков, который обычно используют эти шоферы для общения между собой. Все опытные дальнобойщики используют эти сигналы, и при знании их вы можете планировать свое поведение на дорогах.

Случается так, что вы оказываетесь в движении рядом с большой фурой, передвигаясь по узкой дороге: при этом видимость для вас закрыта, и вы не знаете, стоит ли обгонять машину. В этом случае важно предупреждать поведение водителя. Если вы замечаете, что фура моргает правым поворотником, значит, шофер сообщает о том, что вы беспрепятственно можете обогнать ее. Если моргает левый поворотник, шофер сообщает о том, что на обгон идти нельзя, так как впереди едет транспорт. Как видите, такие «переговоры» на дороге являются весьма конструктивными, и могут предотвратить много дорожных неприятностей.

Несмотря на то, что ПДД предписывают не общаться друг с другом посредством сигналов, многие водители все же используют звуковые эффекты для общения. Звуковые сигналы тоже могут означать определенные сообщения, но так, как большинство водителей не знакомы с этим языком, смысл их часто путается. Так, к примеру, непрерывный гудок может в одном случае означать приветствие, а в другом неудовольствие. Самыми распространенными звуковыми сигналами являются короткий гудок машины сзади, который означает требование двигаться поскорее, и один или два длинных громких гудка, которые означают полное неудовольствие вашим стилем вождения, своеобразная автомобильная «нецензурщина», причем, чем длиннее и громче гудок, тем агрессивнее реакция.

Короткими сигналами другой водитель также может привлечь ваше внимание к какой-нибудь детали: к потерявшейся крышке от бензобака, разболтанному колесу или еще какой-нибудь мелочи.

Впрочем, сигнализировать гудками о чем-либо не рекомендуется: приучившись к выражению своих водительских эмоций с помощью всяческих звуковых эффектов, вы рискуете попасть в категорию «невоспитанных водителей». Поэтому с самых первых дней вождения используйте язык сигналов фарами вместо звуковых и оставайтесь вежливыми на дороге.

Язык сигналов на дороге между автомобилистами

Многие начинающие автомобилисты не понимают, что от них хотят другие участники дорожного движения, усердно сигналя или мигая фарами. Оказывается у автомобилистов, как и в жизни, есть свой специфический язык общения. Очень важно его понимать, чтобы понимать, что от вас хотят другие участники движения. Зная и понимая эти сигналы, вы сможете легко общаться с другими участниками дорожного движения, не выходя из своего автомобиля.

Например, вы едите в крайнем левом ряду с невысокой скорость, а сзади идущий автомобиль вам постоянно мигает и сигналит. Это значит уступи дорогу (сверни направо) я тороплюсь. Вы в пробке пропустили перед собой автомобиль, а он включил аварийный сигнал, странный какой то подумаете вы. На самом деле он вас поблагодарил. Об этом языке знают во многих странах, вот почему его важно знать и понимать. Это позволит вам легко ориентироваться на дороге. Правда, многие участники дорожного движения безграмотно пользуются данным языком, постоянно мигают фарами, без повода сигналят сбивая с толка других водителей, а то и корчат рожи. Согласитесь, намного приятнее, когда встречаешь вежливого водителя, и на душе становится легче. По мнению многих автомобилистов, умелое пользование этим языком благоприятно сказывается на безопасности дорожного движения, даже сами сотрудники ДПС поддерживают умелое использование этого языка.

И так приступим, к изучению азбуки языка дорожного движения.

Пожалуй самый распространенный сигнал на дороге, это два кратковременных сигнала дальним светом фар встречному движению. Это сигнал, что впереди опасность, то есть сотрудники ДПС, большая яма на дороге, нет крышки люка и т.д. Расценивайте этот знак, как будь внимателен, езжай осторожно. Не поленитесь поблагодарите, покажите ладонь.

Если вам мигают в спину, это знак уступи дорогу я тороплюсь, если это возможно перестойтесь вправо, наверняка вас отблагодарят мигнув аварийным сигналом.

Одна длинная вспышка дальним светом в городе означает, проезжай я пропускаю, совершив маневр, не забудьте поблагодарить. На трассе же такой сигнал встречному автомобилю означает выключи дальний свет, он меня слепит.

Если автомобиль пытается выехать задним ходом в включенной аварийкой, это означает пропустите мне плохо видно обстановку сзади.

Сигналы поворотниками применяются не только для поворотов, но и для передачи информации.

Если сзади идущий автомобиль мигает левым поворотником, это означает прижмись правее я иду на обгон.

Если сзади идущий автомобиль мигает правым поворотником и мигает дальним светом, это просьба остановиться. Останавливать или нет решать вам.

Если вы едите по узкой трассе с одной полосой обогнать длинную фуру да еще и с прицепом очень трудно, дальнобойщики тоже люди иногда помогают сигналами поворотника. Левый означает осторожно впереди встречка, правый путь свободен, обгоняй. Совершив обгон не забудьте поблагодарить. Возможно в ответ вы услышите гудок фуры, это он вас взаимно поблагодарил.

Если вы едите по трассе ночью и сзади идущий автомобиль слепит вас своим дальним светом фар, включите аварийку и посигнальте. Соответственно обратное если впереди идущий автомобиль включил аварийку, это не значит, что он вас очень сильно благодарит, посмотрите не включен ли у вас дальний свет.

Вот со звуковыми сигналами ничего особенного не придумали, главное не сигнальте, что не попадя, не вводите в заблуждение других участников дорожного движения. Вас могут неправильно понять, что в свою очередь может спровоцировать дорожное транспортное происшествие. Единственный сигнал, который применяется клаксоном это однократное короткое нажатие, означает, давай езжай не спи.

Помните, ваша вежливость на дороге бесценна и пренебрежение ею может вернуться вам бумерангом втройне. Уважайте других участников дорожного движения.

Сигналы дальним светом фар


Встречный автомобиль дважды моргает дальним светом фар. Этот сигнал означает, что впереди на дороге расположился передвижной пункт ГАИ. Этот сигнал означает, что водителю встречного транспорта лучше сбросить скорость. Сотрудники Госавтоинспекции очень любят устраивать засады за опасными поворотами и знаками, которые ограничивают скорость движения.


Если во время движения, транспортное средство, едущее сзади вас, дает короткий сигнал дальним светом фар, то это означает, что вас просят уступить дорогу. Таким образом, вас предупреждают, что собираются совершать обгон.


В пробках водители тоже подают друг другу световые сигналы. Например, когда при затрудненном движении, водитель, который находится на второстепенной дороге, мигает дальним светом фар, то он просит вас пропустить его, чтобы он мог влиться в поток. Конечно, пропускать или нет – это сугубо личное дело каждого, но в потоке машин всегда найдется человек, готовый пропустить автомобиль, особенно когда его об этом попросят.


Во время движения в темное время суток, если вам моргают встречные машины, то таким образом, вам дают понять, что необходимо переключить фары на ближний свет.


Если ночью вас опережает фура, то после того как ее маневр завершится, лучше подать водителю знак – подмигнуть фарами. Этим действием вы поможете ему определить момент окончания маневра.


Сигналы аварийной сигнализацией и указателями поворота


Если вам уступили дорогу, пропустили, то этого водителя можно поблагодарить, несколько раз мигнув аварийной сигнализацией. Также этот сигнал может обозначать знак извинения, за доставленное вашим маневром неудобство.


На загородном шоссе, включенный левый указатель поворота у грузовика или автобуса обозначает, что его нельзя обгонять.


Включенный правый поворотник у фуры или автобуса – обгонять можно.


Включенный левый сигнал поворота водителем, который уже произвел обгон, но еще не возвратился в свой ряд – информирует тех, кто едет следом за ним, что на полосе встречного движения свободно и можно обгонять.


Включенная аварийная сигнализация на автомобиле, который резко затормозил, означает, что впереди есть какая-то опасность (дорожный ремонт, авария и т.д.).


Если едущая сзади вас машина моргает дальним светом и включает правый указатель поворота, то тем самым дают понять, что вас просят остановиться у обочины.


Звуковые сигналы


Отрывистый гудок – знак приветствия и благодарности. Длинный гудок и моргание дальним светом – просьба немедленно прекратить движение, потому что впереди опасность или ваш автомобиль поломался.


Однако не стоит слишком злоупотреблять звуковыми сигналами, особенно когда вы движетесь в черте города. Это запрещено ПДД. По правилам звуковые сигналы можно использовать только для предотвращения аварии.



Рука, выставленная ладонью вперед - благодарность.


Жест, похожий на мигающую лампочку – включите фары.


Рука описывает круг и показывает вниз – у вас спустило колесо.


Растопыренная пятерня – впереди вас ожидает встреча с сотрудниками ГАИ.


Рука указывает на двери вашего авто – одна из дверей не закрыта.


Порой водители могут даже общаться друг с другом при помощи предметов. Например, если на обочине стоит машина и возле нее водитель с канистрой в руках, то это означает, что у него кончился бензин и ему необходима помощь. Водитель на обочине с буксировочным тросом в руках – просьба помочь отбуксировать машину, гаечный ключ - просят помочь с ремонтом.

Условные сигналы водителей на дороге

Этим сигналам не обучат в автошколе, такие знаки передаются, так сказать, от одного поколения водителей к другому. Новичок на дороге не сможет понять, почему ему сигналит неизвестный автомобиль или почему днём водитель может включить дальний свет. Опытные водители понимают, что такие знаки помогают в общении, предупреждают об опасности.

Историческое отступление

Кричать из окна - бесполезное занятие на дороге во время езды, а махать рукой или головой из окна в темноте - тем более. Вас не услышат и не увидят. Так постепенно и сложилась азбука водителей для дороги. Изначально ею 30 лет назад пользовались в Западной Европе и Америке: водители коротко мигали друг другу фарами, давая понять, что впереди посты ГАИ и милицейские патрули. Вскоре эту манеру переняли автомобилисты СССР.

Все подобные сигналы можно разделить на:

  1. сигналы ближним и дальним светом;
  2. сигналы рукой;
  3. звуковые сигналы;
  4. сигналы аварийными лампами и поворотниками;
  5. сигналы тормозом.

Фарами. Самый распространённый сигнал - двойное мигание. Если вам так мигает встречная машина, то это предупреждение о посте ГАИ впереди или ДТП на дороге, рекомендуется снизить скорость. Если вам таким образом мигает машина сбоку, значит вам уступили дорогу. В благодарность можно коротко мигнуть аварийкой. Если вам дважды мигают сзади - значит водитель просит освободить полосу движения. Если вы можете уступить, то включайте поворотник и аккуратно пристройтесь в соседний ряд. Если встречный водитель включает по очереди дальний и ближний свет, то включите ближний свет, а то вы слепите встречную машину.

Поворотниками. Чаще всего такими сигналами пользуются водители грузовиков. Если грузовик включил левый поворотник, значит его пока лучше не обгонять, так как полоса занята и неизбежно столкновение. Только когда он включит правый поворотник и немного прижмётся к обочине - можете начинать обгон. Если вас обгоняет грузовик - включите дальний свет, чтобы обезопасить себя от столкновения.

Аварийными лампами. Используются в экстренных и аварийных ситуациях. Говорят о технических проблемах транспортного средства. Также включаются в знак благодарности (одна вспышка).

Руками. Приемлемы в светлое время суток для общения с пешеходами или другими водителями в пробке. Разными жестами можно указать на: незакрытый багажник, плохо закрыта дверь, застрял булыжник между колёсами и т. д. Если вы пропускаете пешехода - махните ему рукой, мимику он может не заметить, а звуковой сигнал может напугать.

Примечание: Звуковой сигнал. По правилам дорожного движения применяется исключительно для предотвращения аварийных ситуаций. Предупреждает об опасности.

Тормозом. Если на машине впереди часто мигают стоп-сигналы, то водитель просит держать дистанцию.

Не все сигналы можно трактовать однозначно, следите внимательно за дорогой и следуйте правилам дорожного движения.

Движение на светофорах — правила на перекрестках Как улучшить свет фар в автомобиле — ближнего и дальнего света
Обозначения значков на панели приборов — что означают Не горят фары — не работает ближний свет, диагностика и ремонт Лампы в Пежо — Замена лампочек освещения в Peugeot Аккумуляторная батарея и генератор на автомобиле Аквапланирование автомобиля — эффект дождя и лужи